По уже сложившейся традиции с далеких 90-х прошлого столетия, статистика угонов автотранспорта неуклонно растёт.
Если рассматривать официальную статистику, то количество угонов сместилось в пользу престижных марок: Toyota, Lexus и Mercedes лишь закрепили за собой репутацию самых угоняемых авто. А угоны вот BMW и Porsche, к удивлению, оказались мизерными по сравнению с прошлыми годами. Если в период с 2006 по 2008 гг. такие модели, как Porsche Cayenne и BMW X5 даже страховые компании вносили в черный список самых угоняемых, то в 2009-м эта тенденция поменялась в пользу законных владельцев Toyota, Lexus и Mercedes. Только в столице в 2009-м "увели из-под носа" владельцев 23 автомобиля серии Lexus RX, 10 GX и 17 LX570/LX470.
А X5-х, например, Киеве в 2009 г. было угнано всего 4 (по Украине - около 25-ти). А вот без любимого Porsche Cayenne остался лишь 1 киевлянин и 6 хозяев по всей Украине. Возможно это, отчасти, связано с тем, что владельцы этих машин научены горьким опытом и стали больше уделять внимания безопасности.
Итак, о ней.
Сегодня существует, поистине, огромный рынок средств безопасности автомобилей. Иной раз без совета сложно и разобраться, чтобы не купить бесполезное устройство. Чтобы сделать правильный выбор, надо, прежде всего, понять, что любое противоугонное устройство можно рассматривать, как искусственную поломку-препятствие, которая вносится в конструкцию автомобиля, но которая управляется хозяином. То есть – это своего рода линии обороны. Поэтому наилучшая защита – это объединение нескольких, разных по типу систем. Чтобы ещё лучше понять суть защиты автомобиля, необходимо разобраться с терминологией.
Сигнализация.
Её часто идентифицируют с противоугонной системой, но это – не одно и то же. Это скорее охранная система, призванная оповестить владельца в случае возникновения какого-либо события. К примеру, срабатывание датчиков (удара, объёма, концевых выключателей и пр.). Да, устройство сигнализации также предусматривает блокировку запуска двигателя. Однако практика показывает, что автосигнализация сама по себе в полной мере защитить автомобиль от угона неспособна, поскольку опытные угонщики отключают её легко и на расстоянии.
Противоугонная система.
Она должна препятствовать физическому перемещению автомобиля. В свою очередь, может быть механической (когда преступник, скажем, лишен возможности переключать передачи или вращать руль) или электронной, блокирующей работу систем двигателя.
- Механические противоугонные устройства. Если провести аналогию с защитой жилья, то механические устройства можно сравнить с надёжными замками в дверях. Это первая линия обороны. В современных механических противоугонных устройствах используются последние технические достижения: сверхпрочные сплавы, особо секретные замки и сложные конструкции. Современные образцы, как правило, являются модельными. Примером могут служить известные в Европе замки CONSTRUCT. Сегодня их, по праву, можно назвать безальтернативными по уровню защиты и эргономичности, что подтверждено сертификатами испытаний престижных международных лабораторий, а возможности их установки охватывают, практически, весь спектр автомобилей от эконом до бизнес класса.
- Электронные противоугонные устройства. Это, как правило, имобилайзеры. Иммобилайзер (можно перевести как "обездвиживатель") состоит из блока управления и противоугонных реле, которые устанавливаются в разрывы электрических цепей, управления двигателем. Они бывают различных видов и конструкций. Не будем останавливаться подробно на каждой из них. Скажем одно, их применение является очень эффективным в качестве дополнительных систем безопасности.
Итак, как же надёжно защитить автомобиль от угона? Ответ, вкратце, можно дать такой: защита должна быть комплексной и состоять из различных вышеуказанных компонентов, которые не связаны между собой, но при этом, логически дополняют друг друга.
Таким образом, комплексная защита автомобиля должна включать в себя несколько рубежей и предусматривает наличие охранной сигнализации, электронных и механических противоугонных устройств. Сюда ещё нужно добавить и, так называемые, дополнительные охранные устройства. Это, например, механические, либо электромеханические замки блокировки капота автомобиля. Например, механизм замка Mul-T-Lock Hood-Lock не дает поднять крышку капота, оберегая систему электропитания автомобиля и заодно установленный в подкапотном пространстве блок сигнализации, блок управления и реле иммобилайзера. Именно поэтому блокиратор капота служит хорошим дополнением к электронным устройствам защиты. Ригель запирающего устройства обычно приводится в действие гибким тросиком, а сам замок устанавливается скрытно.
Существуют и варианты комбинированных механических замков. Так, замок Construct 3 System, может одновременно блокировать механизм переключения передач, находящийся под капотом, прямо на КПП и, одновременно надёжно замыкать крышку капота, оберегая при этом, «самого себя» и электронику.
Как мы говорили, комплексная защита должна состоять из нескольких устройств, никак не связанных друг с другом. В этом случае потенциальный угонщик вынужден будет преодолевать каждый рубеж защиты отдельно. При этом сигнализация и иммобилайзер должны иметь раздельные цепи управления, а замок дополнительной блокировки капота должен предохранять блоки управления сигнализации и иммобилайзера. Ещё лучше, когда комбинируются электронные и механические средства защиты. Смысл в том, что подходы к разблокированию электронного и механического противоугонного устройств – разные. Это, к примеру, как в холодную погода надеть теплую куртку, но хорошо, когда она ещё и с капюшоном, ещё лучше иметь перчатки.
Думается понятно, что комплексная защита от угона является наиболее эффективным способом обеспечения сохранности автомобиля, её значимость в современных условиях просто невозможно переоценить.
Но необходимо также помнить, что самое надёжное устройство может оказаться бесполезным, если его установка была произведена неграмотно и, разумеется, оптимально подобрать комбинацию устройств для конкретного автомобиля может только обученный специалист. Поэтому доверять безопасность Вашего авто необходимо только авторизованным установочным центрам и официальным представителям компаний-импортёров.